МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
САМЫЙ СТРАШНЫЙ ВРАГ СУБМАРИН
Г.СМИРНОВ, В.СМИРНОВ
Конвой НХ-237, отправившийся 1 мая 1943 года из Нью-Йорка в Англию, успешно отразив все атаки фашистских подводных лодок, приближайся к Азорским островам. И тогда раздосадованный адмирал Дениц велел передать в эфир новый приказ, Исполняя его, "волчья стая" фашистских субмарин, пиратствовавшая в этом районе, ринулась в нападение. Поначалу гитлеровцам повезло: 12 мая им удалось пустить на дно два сухогруза и танкер, находившиеся в голове конвоя, но потом последовали сплошные неудачи.
Утром 13 мая корабли охранения уничтожили глубинными бомбами U-89. Потом в результате атаки с воздуха U-456 была так серьезно повреждена, что вышла в эфир с просьбой о помощи. По этому сигналу ее обнаружили англичане и добили авиацией и надводными кораблями. Наконец, в то же утро корабли охранения конвоя, наведенные самолетом, пустили на дно U-753.
Докладывая Деницу о неудачных действиях подводников, начальник оперативного управления его штаба заявил, что он нисколько не удивлен гибелью трех субмарин, так как в составе охранения преследуемого конвоя был эскортный авианосец, самолеты которого не только вовремя обнаруживали немецкие лодки и наводили на них эсминцы и фрегаты, но и часто сами атаковали. Так продемонстрировал свою эффективность в противолодочной обороне "Байтер" - один из первых эскортных авианосцев, переданных американцами британскому флоту во время второй мировой войны.
То, что самолет может стать самым грозным противником подводных лодок, начали понимать еще в ходе первой мировой войны. 25 июля 1916 года в Круглой бухте близ Севастополя было проведено испытание противолодочной бомбы, изобретенной старшим лейтенантом Бошняком. Две такие бомбы сбросили с гидроаэроплана с высоты 250-300 м. Дистанционная трубка с 18-секундной затяжкой сработала надежно: бомба взорвалась под водой на заданной глубине. После этого Авиационный комитет Черного моря решил снабдить гидроаэропланы бомбами Бошняка, поскольку, как отмечалось в журнале комитета, <до сих пор борьба с подводными лодками, идущими на глубине, с помощью обыкновенных бомб является совершенно невозможной>.
В промежутке между войнами противолодочной обороне линейных эскадр уделялось достаточное внимание, но только к середине 1930-х годов наиболее дальновидные моряки задумались о том, что в случае войны надежная защита морских коммуникаций от вражеской авиации и подводных лодок будет невозможна без воздушного прикрытия. А такое прикрытие на протяженных океанских трассах было немыслимо без конвойных авианосцев - сравнительно небольших кораблей со скоростью хода, лишь ненамного превышающей скорость конвоируемых торговых судов.
Вторая мировая война разразилась до того, как создали такие корабли. А поскольку нужда в них ощущалась очень остро, командующий авиацией американского флота контр-адмирал У. Хэлси уже 13 декабря 1940 года предложил немедленно найти <подходящие торговые суда и быстро переоборудовать их во вспомогательные авианосцы>. Через неделю президент Ф. Рузвельт приказал приобрести несколько торговых судов и снабдить их полетными палубами для обслуживания самолетов с небольшой посадочной скоростью.
В соответствии с этим решением американский флот весной 1941 года приступил к переоборудованию сухогруза С-3 водоизмещением 10 тыс. т в свой первый вспомогательный авианосец <Лонг Айленд>, Модернизация судна заняла 75 рабочих дней, и 2 июня новый корабль, снабженный полетной палубой и ангарами на 21 самолет, вступил в строи. Одновременно на американских верфях началась переделка для британского флота еще пяти подобных кораблей - <Чарджера>, <Авенджера>, <Арчера>, <Байтера> и <Дэшера>.
Позднее <Чарджер> решили оставить в строю американского флота для тренировки английских летчиков, а остальные четыре конвойных авианосца прибыли в Англию в течение 1941- 1942 годов.
В отличие от "Лонг Айленда" на них устанавливалось не четыре, а два дизеля, работавших через зубчатую передачу на один вал, в носовой части располагалась катапульта, на них была более длинная полетная палуба, большой ангар и меньший остров-надстройка на правом борту.
Британское адмиралтейство отнеслось к этим <шерстяным авианосцам>, как их называли в Англии, с большим недоверием, особенно после того, как 15 ноября 1942 года одной-единственной вражеской торпедой был пущен на дно <Авенджер>, а 27 марта 1943 года на реке Клайд погиб от взрыва горючего "Дэшер". Тем не менее американская программа переоборудования торговых судов в конвойные авианосцы продолжала разворачиваться. В декабре 1941 года, после вступления США в войну, приняли решение развернуть массовое строительство конвойных авианосцев на основе серийно сооружавшихся торговых судов.
Хронологически первыми стали авианосцы типа <Боут>. Основой для них послужили корпуса тех же сухогрузов, из которых были получены первые шесть американских вспомогательных авианосцев типа <Лонг Айленд>. Но, поскольку к моменту переоборудования эти корпуса еще не были спущены на воду, в их конструкцию удалось внести важные усовершенствования: закрытый ангар под деревянной полетной палубой, а также бортовые спонсоны для артиллерийских орудий. Главные дизели заменили паротурбинной установкой той же мощности. В результате получились корабли, принимавшие в авианосном варианте на борт 28 самолетов, а в авиатранспортном - 90.
В течение 1942 года сошли на воду все корабли этого типа. Десять из них пополнили американский флот, а одиннадцать были переданы Англии.
Дальнейшим развитием этого типа стала большая серия из 24 конвойных авианосцев типа <Принс Уильям>. При той же силовой установке, при том же оборудовании и числе самолетов они развивали несколько меньшую скорость хода - 17 узлов вместо 18. Это было вызвано увеличением полного водоизмещения с 15400 т до 16620 т, необходимым для размещения более сильного зенитного вооружения: на "Принс Уильям" устанавливалось два 127-мм орудия, двадцать 40-мм и двадцать 20-мм зенитных автоматов, а на "Боут" - две 127-мм пушки, восемь 40-мм и двенадцать 20-мм автоматов.
Хорошо отработанная технология изготовления корпусов и машин позволила американцам быстро наладить постройку кораблей этой серии: от закладки до сдачи в среднем проходил всего один год, так что все они вступали в строй в критическом 1943 году. В составе американского флота остался только один из них - <Принс Уильям>, а остальные 23 воевали под британским флагом.
Передавая англичанам эти авианосцы, США оставляли за собой более совершенные корабли других серий. Одна из них состояла из четырех конвойных авианосцев - <Сэнгамон>, <Свани>, <Шенанго> и <Санти>, переоборудованных из танкеров. Это были сравнительно крупные паротурбинные двухвинтовые корабли, снабженные двумя лифтами, катапультой и ангаром на 30 самолетов и развивавшие скорость хода 18 узлов. Все они вступили в строй в 1942 году.
За четырьмя авианосцами этого типа не последовало, как можно было ожидать, крупной серии, ибо летом 1942 года флот США принял предложение Г. Кайзера...
2 июня этот талантливый кораблестроитель и организатор производства взялся поставить флоту за шесть месяцев 30 конвойных авианосцев при условии, что военные моряки не будут вносить изменений в первоначально утвержденный проект. Управление кораблестроения отвергло идею Кайзера, и тогда он обратился к президенту Рузвельту, а тот рекомендовал руководителям флота более внимательно рассмотреть проект инженера. В результате президентской рекомендации Кайзер в конце июня получил заказ на постройку 50-55 конвойных авианосцев, основой для которых должны были стать быстроходные транспорты типа Р-1, снабженные паровыми машинами тройного расширения.
Создание этой крупнейшей в истории серии конвойных авианосцев считается гордостью американского кораблестроения. Если вначале работа над каждым кораблем требовала 8 месяцев, то последние экземпляры сооружались всего за 3,5 месяца. Всю серию из 50 кораблей построили ровно за один год: головной авианосец <Касабланка> (32) сдали флоту 8 июля 1943 года, а <Мьюнда>, завершивший серию, - 8 июля 1944 года.
Последней серией американских конвойных авианосцев стали авианосцы типа <Комменсмент Бей>. По водоизмещению и размерениям они были крупнее кораблей предшествовавшей серии. Вместо паровых машин на них установили два более мощных турбозубчатых агрегата, усилили зенитное вооружение (11373 т/24275 т; 170x23x9,75 м; 16 тыс. л. с,; 19 узлов; два 127-мм зенитных орудия, 36 40-мм и 30 20-мм зенитных автоматов, две катапульты и 34 самолета). Все это удлинило срок постройки каждого корабля до 15 месяцев.
Головной корабль серии <Комменсмент Бей> вступил в строй 27 ноября 1944 года, за ним до конца года последовал <Блок Айленд>. На протяжении следующего года в строй вступило еще 13 авианосцев этого типа. В течение первых восьми месяцев 1946 года сдали четыре последних конвойных авианосца.
Таким образом, по программам военных лет на верфях США переоборудовали и построили в общей сложности 124 эскортных авианосца: 51 на основе сухогруза С-3, 4 на основе быстроходных танкеров и 69 на основе быстроходного транспорта Р-1. Из них 33 были по ленд-лизу переданы Англии, а остальные воевали под американским флагом главным обрезом на Тихом океане, где им противостояли всего пять японских эскортных авианосцев и пять "мак-шипов".
Японцы, пристально следившие за ходом первых морских операций второй мировой войны на европейском театре, быстро осознали боевую ценность эскортных авианосцев. И уже 27 декабря 1940 года в строй японского флота вступил первый эскортный авианосец <Дзуйхо>, переоборудованный из быстроходного танкера-заправщика.
В январе 1942 года в строй вступил однотипный с <Дзуйхо> <Сёхо>, за которым в том году последовали еще три эскортных авианосца: однотипные <Хийо>, <Дзуньо> и <Рюхо>. Первые два были переоборудованы из недостроенных пассажирских теплоходов: при водоизмещении 16500 т (24140 т), они развивали скорость 25,5 узла, несли на борту 48-56 самолетов и солидное зенитное вооружение - 12 127-мм орудий и 76 малокалиберных зенитных автоматов, "Рюхо" был переоборудован из плавучей базы с полным водоизмещением 13 700 т.
Не ускользнули от японцев и попытки англичан создать <мак-шипы> - авианосные торговые суда. В сентябре 1941 года вступило в строй первое такое судно - <Тайо>, за которым вскоре последовали еще два однотипных с ним - <Чуйо> и <Уньо>. Это были
двухвинтовые теплоходы с полным водоизмещением 17900 т, развивавшие скорость около 20 узлов и несшие на борту 27 самолетов, восемь 127-мм зенитных орудий и восемь малокалиберных зенитных автоматов. В 1943 году на воду спустили последние японские <мак-шипы> <Кайо> и <Шиньо> водоизмещением 15-19 тыс. т.
В ходе второй мировой войны из десяти японских эскортных авианосцев погибли восемь. 2 мая 1942 года американскими авиабомбами и торпедами был пущен на дно Кораллового моря "Сёхо". Через полтора года неподалеку от острова Хонсю американская подводная лодка потопила <Дзуньо>. Но поистине роковым для японских эскортных авианосцев стал 1944 год, когда американские подводники уничтожили <Тайо>, <Уньо> и <Шиньо>, а летчики <Кайо>, <Хийо> и <Дзуйхо>.
Любопытно, что американские потери в эскортных авианосцах лишь немногим уступали японским: шесть по сравнению с восемью. 24 ноября 1943 года японская подводная лодка в районе Гильбертовых островов пустила на дно <Лиском Бей>. В 1944 году погибло три американских эскортных авианосца: в мае подводная лодка потопила <Блок Айленд>, а в октябре в заливе Лейте артиллерия японских крейсеров и камикадэе уничтожили <Гэмбиер Бей> и <Сент Ло>, Наконец, в 1945 году ударами с воздуха потопили <Оммани Бей> и <Бисмарк Си>.
Что касается английского флота, то с 1941 года, когда погиб "Одесити", он до самого конца войны терял по одному эскортному авианосцу в год: в 1942 году был торпедирован <Авенджер>, в 1943-м взорвался <Дэшер>, унеся с собой 378 человек, в 1944-м в районе мыса Нордкап фашистская лодка U-354 потопила <Набоб>, а через год U-482 на подходе к устью Клайда пустила на дно <Теин>. Но в целом англо-американские потери в эскортных авианосцах были сравнительно невелики и к концу войны составили всего 13%.
Эскортные авианосцы с честью выполнили ту первоочередную задачу, которая возлагалась на них с самого начала войны, В 1942 году англичане ввели в строй всего 18 эскортных авианосцев и потеряли от действий фашистских подводников 5,75 млн. т торгового тоннажа, причем в отдельные месяцы потери достигали 0,65 млн. т. В 1943 году в строй американского и английского флотов вошло 67 эскортных авианосцев, и потери составили всего 1,94 млн. т, причем с августа этого года они никогда больше не превышали 53 тыс. т в месяц.
Из 180 немецких, итальянских и японских лодок, действовавших на европейских морских театрах с мая 1943 по май 1945 года и потопленных противолодочными силами союзников, 51 приходится на долю эскортных авианосцев, причем первенство здесь принадлежало авианосцу <Боут>, уничтожившему 13 вражеских лодок. За ним идет авианосец <Кард> - 11 лодок и <Блок Айленд> и <Кроатан> - по 6 лодок.
Эскортный авианосец "ЛОНГ АЙЛЕНД", США, 1941 г.
Первый американский эскортный авианосец, переделанный из сухогруза <Мормакмейл>, типа С-3. Водоизмещение стандартное - 7888 т, мощность четырех дизелей, работающих на один вал, -- 8500 л. с., скорость хода - 18 узлов. Длина наибольшая - 150 м, ширина по ватерлинии - 21,2, ширина полетной палубы - 31 м, среднее углубление - 7,8 м. Вооружение: 1 127-ми зенитка, 2 76-мм зенитных автомата, 10 20-мн зенитных автоматов, 21 самолет. Позднее палубу удлинили в носовой части, добавили катапульты и б 20-мм зенитных автоматов. Всего построено 6. На четырех последних вместо четырех дизелей - два.
Эскортный авианосец "СЭНГАМОН". США, 1943 г.
Переоборудован из танкера <Эссо Трентон>, заказанного американским флотом накануне второй мировой войны. Спущен на воду в 1939 году, вступил в строй после переделки в эскортный авианосец в 1942 году. Водоизмещение стандартное - 11 400 т, полное - 21275 т, четыре котла и два турбозубчатых агрегата мощностью 13 500 л. с., скорость хода - 18 узлов. Длина наибольшая - 169 м. ширина по ватерлинии - 22,8, ширина полетной палубы - 35 м, среднее углубление - 9.75 м. Вооружение: 2 127-мм зенитки, 8 40-мм зенитных автоматов, 2 катапульты, 30 самолетов. Позднее зенитное вооружение была усилено 20 40-мн и 10 20-мм зенитными автоматами. Всего построено 4.
Эскортный авианосец "КАСАБЛАНКА", США. 1943 г.
Самый массовый эскортный авианосец второй мировой воины, строился по проекту Г. Кайзера на основе корпуса быстроходного транспортного судна Р-1. Водоизмещение стандартное - 7800 т, полное - 10 400 т, мощность двух паровых машин тройного расширения - 9 тыс. л. с., скорость хода - 18-19 узлов. Длина наибольшая - 153 м, ширина по ватерлинии - 20 м, ширина полетной палубы - 33 м, среднее углубление - 6,5 м. Вооружение: 1 127-ми зенитка, 16 40-мм зенитных автоматов и 24 20-мм зенитных автомата, 1 катапульта, 28 самолетов. Всего построено 50.
Эскортный авианосец "ДЗУЙХО", ЯПОНИЯ, 1940 г.
Первый японский эскортный авианосец, переоборудованный из быстроходного танкера-заправщика. Водоизмещение стандартное - 11 200 т, полное - 13 950 т, мощность двухвальной дизельной установки - 52 тыс. л. с., скорость хода - 28 узлов. Длина наибольшая - 201,4 м, ширина по ватерлинии -- 18, ширина полетной палубы - 23, среднее углубление - 6,4 м. Вооружение: 127-мм зенитки малокалиберная зенитная артиллерия, 2 катапульты, 30 самолетов. Всего построено 2.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI